Сомнология

Сомнология – это раздел общей медицины и нейробиологии, которые занимаются исследованием структуры сна и его нарушений и воздействия на состояние организма в целом. Помимо изучения особенностей сна сомнология изучает связанные с ним болезни, способные протекать во время сна и переходить впоследствии на состояние бодрствования.

О важности сомнологии

Сегодня сомнология является одним из активно развивающихся направлений медицины, которое изучает различные нарушения сна (от простых патологий до сложных, угрожающих жизни и здоровью человека). Многие недооценивают расстройства сна, но они могут существенно ухудшить состояние здоровья и привести к другим проблемам.

Врачи установили, что многие заболевания, практически бессимптомно протекающие во сне, имеют более тяжелые последствия. Среди них особенно стоит выделить приступы бронхиальной астмы, инсульты, мигрени, инфаркты. Другим частым симптомом нарушения сна является остановка дыхания (апноэ), которая существенно повышает риски сердечнососудистых болезней у человека.

Проблемы со сном ежегодно приводят к многочисленным дорожно-транспортным происшествиям. В соответствии со статистическими данными у пациентов с синдромом остановки дыхания во сне частота попадания в аварии на дороге в 4-6 раз выше по сравнению со здоровыми людьми. Именно это и обуславливает важность посещения сомнолога при наличии любых проблем со сном.

При наличии показаний и нарушений сна врач назначает проведение диагностического обследования полисомнографии, которое заключается в оценке деятельности дыхательной системы, головного мозга, мышечной ткани, сердца, а также висцеральных органов.

Наиболее частой причиной обращения пациентов к врачу-сомнологу является инсомния (бессонница). Такие пациенты жалуются на трудности засыпания, трудности поддержания сна, пробуждение раньше желаемого времени с невозможностью уснуть в дальнейшем. В дневное время выявляется усталость, нарушение внимания, выраженная дневная сонливость, которая приводит к увеличению частоты ДТП, снижению производительности труда и увеличению производственного травматизма. У пациентов с инсомнией значительно чаще выявляются депрессии и тревожно-депрессивное расстройство, отмечается снижение иммунитета (частота ОРВИ в 4 раза выше по сравнению с людьми без нарушения сна). Инсомния чаще встречается у женщин и пожилых людей. Несмотря на большое количество обращений к сомнологу пациентов с бессонницей, почти все стационарные сомнологические центры в мире работают исключительно с проблемой синдрома обструктивного апноэ сна. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) – заболевание, проявляющееся частичным (гипопноэ) или полным (апноэ, т.е. остановка дыхания) спадением стенок глотки на вдохе во время сна. Наиболее частым проявлением заболевания является банальный храп, который выявляется в подавляющем большинстве случаев. Примечательно, что сам больной часто не замечает проблемы, свидетелями являются бодрствующие близкие, которые наблюдают за тем, как человек во сне храпит, затем вдруг возникает пугающая остановка дыхания, которая обрывается резким всхлипыванием, и храп, с еще большей силой, возобновляется. Иногда может отмечаться до 400 остановок дыхания за ночь общей продолжительностью до 4 часов. Люди, страдающие СОАС, не высыпаются за ночь, чувствуют сонливость в дневное время, у них снижено внимание и работоспособность. Более того, нарушения дыхания во сне приводят к повышению артериального давления, импотенции, набору веса и препятствуют его снижению, также существенно увеличивают риск развития тяжёлых нарушений ритма сердца, инфаркта миокарда, инсульта и внезапной смерти во сне.

«Золотым стандартом» лечения СОАС является СРАР-терапия (СИПАП). К достоинствам этого метода относится его физиологичность, быстрота наступления и предсказуемость лечебного эффекта. Пациенты отмечают улучшение уже после первой ночи лечения, которое усиливается на фоне длительной терапии. В нашей клинике СРАР-терапия проводится на аппаратах ведущего производителя лечебного оборудования немецкой компании Weinmann.

Полученная полиграмма структуры сна пациента может быть использована специалистом для составления эффективного плана лечения. А при необходимости более глубокой диагностики врач назначает дополнительные методы обследования, направленные на выявление точной причины нарушения сна, которая может быть связана с работой разных органов.

После проведения лечения назначается повторная полисомнография для оценки эффективности выбранной терапии.

Результатами успешного лечения являются:
• Улучшение качества сна и общего самочувствия во время бодрствования;
• Устранение дневной сонливости и упадка сил;
• Снижение интенсивности храпа;
• Устранение внезапных остановок дыхания во сне;
• Снижение веса, стабилизация артериального давления и др.

Существенное влияние на развитие отечественной сомнологии оказал известный и талантливый ученый А.М. Вейна. Развитие этой науки в России под его руководством началось в 1968 году, когда специалистом была впервые получена полиграмма сна человека, с помощью которой он расшифровал ее структуру.

Однако сегодня в нашей стране всего несколько центров осуществляют запись сна, в то время как во Франции и Соединенных Штатах Америки насчитывается несколько сотен таких заведений.

В EA Clinic работают только профессионалы своего дела – врачи сомнологи высокой квалификации, которые помогут пациенту в решении любой проблемы, связанной с нарушениями сна.

Своевременное обращение к специалистам не только поможет продлить жизнь, но и предотвратить проблемы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Наша клиника оснащена последней модификацией полисомнографической системы ведущего производителя диагностической сомнологической аппаратуры Compumedics (Австралия). Диагностика проводится в течение одной ночи в комфортных условиях в респектабельных, прекрасно обустроенных палатах-спальнях, которые оборудованы ТВ, кондиционированием.
Помимо полисомнографии ряду пациентов для дифференциальной диагностики может потребоваться взятие лабораторных анализов (гормоны щитовидной железы, ферритин и пр.), назначение МРТ головного мозга, элекронейромиография нижних конечностей.